Приветствуем Вас Гость!
Форма входа
Поиск
Дата
Воскресенье, 12 Мая 2024, 16:40
ОРФографическое Улучшение Сайтов
Система Orphus
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нужно ли далее продолжать работать над сайтом?
Всего ответов: 22




Цифровая библиотека "Схрон Вавилона"
Мы рады приветствовать Вас на сайте!
Сайт создан как бесплатное некоммерческое, доступное всем собрание материалов. Материалы можно СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО и БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ. Здесь представлены редкие и просто интересные книги, иллюстрации. Доступ в библиотеку открыт для всех, единственное условие — некоммерческое использование предоставленной информации!
По всем вопросам обращаться по адресу: shronvavilona@gmail.com
Схрон


Главная » Схрон » Философия

В категории материалов: 82
Показано материалов: 61-80
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
Перевод А.С. Бобовича
Francois de La Rochefoucauld
Memoires. Reflexions ou sentences et maximes morales
Франсуа де Ларошфуко
Мемуары. Максимы
Издание подготовили: А.С. Бобович, Э.Л. Линецкая М.В. Разумовская,
Н.Я. Рыкова
Серия "Литературные памятники"
М., "Наука", 1993

I
(1624-1642)

Последние годы правления кардинала Мазарини я провел не у дел, на что
обыкновенно обрекает опала; тогда я описал те волнения времен Регентства,
{1} которые произошли у меня на глазах. Хотя участь моя изменилась, досуга у
меня нисколько не меньше: я захотел использовать его для описания более
отдаленных событий, в которых по воле случая мне нередко приходилось
участвовать.
Я вступил в свет незадолго до опалы королевы-матери, Марии Медичи. {2}
Философия | Просмотров: 503 | Загрузок: 145 | Добавил: kot | Дата: 08 Июня 2009 | Комментарии (0)

Перевод Э.Л. Линецкой
Francois de La Rochefoucauld
Memoires. Reflexions ou sentences et maximes morales
Франсуа де Ларошфуко
Мемуары. Максимы
Издание подготовили: А.С. Бобович, Э.Л. Линецкая, М.В. Разумовская,
Н.Я. Рыкова
Серия "Литературные памятники"
М., "Наука", 1993

Я среднего роста, гибок и правильно сложен, кожа у меня смуглая, но
довольно гладкая, лоб открытый, в меру высокий, глаза черные, небольшие,
глубоко посаженные, брови тоже черные, густые, но хорошо очерченные.
Затрудняюсь сказать, какой формы у меня нос: на мой взгляд, он не вздернутый
и не орлиный, не приплюснутый и не острый, скорее великоват, нежели мал, и
слегка нависает над верхней губой. У меня большой рот, не слишком толстые и
не слишком тонкие губы, почти всегда красные, а зубы белые и ровные. Мне
как-то сказали, что подбородок у меня тяжеловат: я нарочно посмотрелся
сейчас в зеркало, хотел проверить, так ли это, но решить не смог. Лицо не то
квадратное, не то овальное, - какое именно, определить не берусь. Волосы
черные, от природы вьются, притом изрядно длинные и густые, так что голова у
меня, можно сказать, красивая.
Философия | Просмотров: 456 | Загрузок: 143 | Добавил: kot | Дата: 08 Июня 2009 | Комментарии (0)

Перевод Э.Л. Линецкой
Francois de La Rochefoucauld
Memoires. Reflexions ou sentences et maximes morales
Франсуа де Ларошфуко
Мемуары. Максимы
Издание подготовили: А.С. Бобович, Э.Л. Линецкая, М.В. Разумовская,
Н.Я. Рыкова
Серия "Литературные памятники"
М., "Наука", 1993


1. ОБ ИСТИННОМ

Истинное свойство предмета, явления или человека не умаляется при
сравнении его с другим истинным же свойством, и, как бы ни отличались друг
от друга предметы, явления или люди, истинное в одном не умаляется истинным
в другом. При любом различии в значительности и яркости, они всегда равно
истинны, потому что это свойство неизменно и в большом и в малом. Военное
искусство более значительно, благородно, блистательно, нежели поэтическое,
но поэт выдерживает сравнение с полководцем, равно как и живописец с
законодателем, если они истинно те, за кого себя выдают.
Философия | Просмотров: 464 | Загрузок: 144 | Добавил: kot | Дата: 08 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Гегель. Феноменология духа

Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и
тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и
дух обнаружился в ней как идея, достигшая своего для-себя-бытия, - как идея,
объект которой, так же как и ее субъект, есть понятие. Это тождество есть
абсолютная отрицательность, ибо в природе понятие обладает своей полной
внешней объективностью, однако это его отчуждение становится тождественным с
самим собой. Тем самым оно есть это тождество только как возвращение к себе
из природы.
Развитие духа состоит в том, что он существует:
1. В форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальная
тотальность идеи, т.е. то что составляет его понятие, становится таковой для
него, и его бытие состоит в том, чтобы быть у себя, т.е. быть свободным, -
это субъективный дух.
2. В форме реальности, как подлежащий порождению духом и порожденный им
мир, в котором свобода имеет место как наличная необходимость, - это
объективный дух.
3. Как в себе и для себя сущее и вечно себя порождающее единство
объективности духа и его идеальности, или его понятия, дух в его абсолютной
истине - это абсолютный дух.
Дух существенно есть только то, что он знает о самом себе.
Первоначально он есть дух только в себе; его становление для себя составляет
его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он
себя обособляет, определяет себя, или делает себя своим предположением,
своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей
непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор,
пока дух находится в отношении к самому себе как некоему другому, он
является только субъективным духом, - духом, берущим свое начало из природы,
и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного
духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как
идеальность своей непосредственной реальности.
Дух, развивающийся в своей идеальности, есть дух познающий. Но познание
не понимается здесь просто как определенность идеи, как логическая идея, но
понимается так, как конкретный дух определяет себя к этому познанию.
Субъективный дух есть:
дух в себе, или непосредственный; в этом смысле он есть душа, или
природный дух; - предмет антропологии;
дух для себя, или опосредственный, понятый еще как тождественная
рефлексия в себе и по отношению к другому; дух в отношении, или обособлении;
сознание - предмет феноменологии духа.
себя в себе определяющий дух как субъект для себя, - предмет психологии
.
В душе пробуждается сознание; сознание полагает себя как разум, который
непосредственно пробудился, как себя знающий разум, освобождающий себя
посредством своей деятельности до степени объективности, до сознания своего
понятия.

Философия | Просмотров: 399 | Загрузок: 132 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше.

"Так говорил Заратустра.
Книга для всех и ни для кого"


Friedrich Nietzsche
"Also Sprach Zarathustra"
Непосредственная предыстория этой книги -- своего рода
ницшевской Библии, падает на начало 80-х годов, а точнее, на
промежуток времени от августа 1881 до января 1883 г., когда, по
позднему признанию Ницше, на него снизошли два "видения":
сначала мысль о "вечном возвращении", а потом и образ самого
Заратустры. Дальнейшая хронология написания книги представляет
собой совершенный образец чисто штурмового вдохновения. Книга
создавалась урывками, но в необыкновенно короткие сроки:
фактически чистое время написания первых трех частей заняло не
больше месяца, по десять дней на каждую, так что окончательный
календарь выглядит следующим образом:

Философия | Просмотров: 549 | Загрузок: 174 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Ecce Homo, как становятся самим собой

Ницше датировал появление книги промежутком от 15 октября (днём своего
рождения)до 4 ноября 1888 г., однако работа над текстом продолжалась в
течение всего уже столь короткого срока отведённой ему сознательной жизни -
последний отрывок, принадлежащий к "Ecce Homo", датирован 2 января, т.е.
днём, предществующим катастрофе. О приведении в порядок всего материала,
разумеется, не могло быть и речи; этим занялся Архив в лице Э.
Фёрстер-Ницше, сестры писателя, и П. Гаста.
Рукопись увидела свет в 1908 г. Спустя 53 года, в 1961 году, Э. Ф.
Подаху путём тщательной работы в Архиве Ницше удалось восстановить полный
текст в хронологической последовательности отрывков. Результаты оказались
самыми неожиданными: выяснилось, что самой книги просто не существует и что
речь идёт о серии многочисленных вариантов и параллелей, так и не
дождавшихся последней авторской правки и композиции. Тем не менее,
значимость этой публикации и относительная цельность традиционного издания
позволяет всё-таки включить это сочинение в раздел книг Ницше, хотя и на
самой грани, за которой начинается раздел чернового наследия.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - Ю. М. Антоновского.

Философия | Просмотров: 460 | Загрузок: 157 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Антихристианин

Проклятие христианству

Предисловие А.М. Руткевича

"Антихрист" был задуман как первая книга "Переоценки всех ценностей" и
писался почти параллельно с "Сумерками идолов" (предисловие к этим последним
помечено датой завершения новой рукописи - 30 сентября 1888 г.) Со временем
план изменился, и уже 20 ноября Ницше сообщает Г. Брандесу о лежащей перед
ним законченной "Переоценке всех ценностей". Аналогичное сообщение приведено
в письме к П. Д?йссену от 26 ноября: "Моя Переоценка всех ценностей с
основным заглавием "Антихрист" готова".
Первое издание "Антихриста" имело место в 1895 г. и содержало ряд
неточностей и пропусков, которые впоследствии частично восполнялись вплоть
до окончательной аутентичной редакции Шлехты в 1956 г.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990. Перевод - В. А. Флеровой.
Эта книга принадлежит немногим. Может быть, никто из этих немногих еще
и не существует. Ими могут быть те, кто понимает моего
Заратустру;[1] как мог бы я смешаться с теми, у кого лишь сегодня
открываются уши? Только послезавтра принадлежит мне. Иные люди родятся
posthum.
Условия, при которых меня понимают и тогда уже понимают с
необходимостью, - я знаю их слишком хорошо. Надо быть честным в
интеллектуальных вещах до жестокости, чтобы только вынести мою серьезность,
мою страсть. Надо иметь привычку жить на горах - видеть под собою жалкую
болтовню современной политики и национального эгоизма. Надо сделаться
равнодушным, никогда не спрашивать, приносит ли истина пользу или становится
роком для личности... Пристрастие силы к вопросам, на которые сегодня ни у
кого нет мужества; мужество к запретному, предназначение к
лабиринту.[2] Опыт из семи одиночеств.[3] Новые уши для
новой музыки. Новые глаза для самого дальнего. Новая совесть для истин,
которые оставались до сих пор немыми. И воля к экономии высокого стиля:
сплачивать свою силу, свое вдохновение. Уважение к себе; любовь к себе;
безусловная свобода относительно себя...
Итак, только это - мои читатели, мои настоящие читатели, мои
предопределенные читатели: что за дело до остального? Остальное - лишь
человечество. Надо стать выше человечества силой, высотой души -
презрением...
Фридрих Ницше
Обратимся к себе. Мы гиперборейцы - мы достаточно хорошо
знаем, как далеко в стороне мы живем от других. "Ни землей, ни водой ты не
найдешь пути к гипербореям" - так понимал нас еще Пиндар[5]. По ту
сторону севера, льда, смерти - наша жизнь, наше счастье. Мы открыли
счастье, мы знаем путь, мы нашли выход из целых тысячелетий лабиринта. Кто
же нашел его? - Неужели современный человек? - "Я не знаю, куда деваться;
я все, что не знает, куда деваться", - вздыхает современный
человек.[6] Этой современностью болели мы, мы болели ленивым миром,
трусливым компромиссом, всей добродетельной нечистоплотностью современных Да
и Нет. Эта терпимость, largeur[7] сердца, которая все "извиняет",
потому что все "понимает", действует на нас, как сирокко. Лучше жить среди
льдов, чем под теплыми веяниями современных добродетелей. Мы были достаточно
смелы, мы не щадили ни себя, ни других, но мы долго не знали, куда нам
направить нашу смелость. Мы были мрачны, нас называли фаталистами. Нашим
фатумом было: полнота, напряжение, накопление сил. Мы жаждали молнии и дел,
мы оставались вдали от счастья немощных, от "смирения". Грозовые тучи
вокруг, мрак внутри нас: мы не имели пути, формула нашего счастья: одно Да,
одно Нет, одна прямая линия, одна цель.

Философия | Просмотров: 491 | Загрузок: 155 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Злая мудрость. Афоризмы и изречения

Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая
наука; Злая мудрость: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М. В.
Драко. -- Мн.: ООО "Попурри", 1997. -- 704 с.
Тексты печатаются по изданию: Ницше Ф. Сочинения. -- М.:
Мысль, 1990. -- Т. 1.
Перевод с немецкого К. А. Свасьяна.

* 1. МЫСЛИТЕЛЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ *

1
Смерть достаточно близка, чтобы можно было не страшиться
жизни.
2
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
3
Тем, как и что почитаешь, образуешь всегда вокруг себя
дистанцию.
4
Я мог бы погибнуть от каждого отдельного аффекта,
присущего мне. Я всегда сталкивал их друг с другом.
Мое сильнейшее свойство -- самоопределение. Но оно же по
большей части оказывается и моей нуждой -- я всегда стою на
краю бездны.

Философия | Просмотров: 540 | Загрузок: 154 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. К генеалогии морали

Полемическое Сочинение, приложено в качестве дополнения и пояснения к
недавно опубликованному сочинению "По ту сторону добра и зла"
Friedrich Nietzsche
"Zur Genealogie der Moral"
Полемическое сочинение "К генеалогии морали" было замыслено как
приложение к "По ту сторону добра и зла". Внешним поводом к его написанию
послужила волна кривотолков, обрушившаяся на автора в связи с предыдущей
работой, так что дело шло о предварении ex post facto основного текста
своего рода "Пролегоменами". Ницше уже по выходе книги в свет отмечал даже
возможность повторения заглавия прежней книги и прибавления к нему
подзаголовка: "Дополнение. Три рассмотрения". Написанная за 20 дней (между
10 и 30 июля 1887 г.), рукопись была опубликована в ноябре того же года в
издательстве К. Г. Наумана; расходы на издание пришлось оплачивать автору.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - К. А. Свасьяна.

Философия | Просмотров: 505 | Загрузок: 167 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Несвоевременные размышления: "О пользе и вреде истории для жизни

Friedrich Nietzsche
"Vom Nutzen und Vorteil der Historie fur das Leben"
Это сочинение является вторым по счету в замысленной Ницше сразу по
выходе в свет "Рождения трагедии" серии культуркритических эссе,
объединенных общим названием "Несвоевременные размышления". Первоначальный
замысел Ницше охватывает двадцать тем или, точнее, двадцать вариаций на
единую культуркритическую тему. Со временем этот план то сокращался (до
тринадцати), то увеличивался (до двадцати четырех).
Из замысленного ряда удалось осуществить лишь четыре очерка: "Давид
Штраус, исповедник и писатель" (1873), "О пользе и вреде истории для жизни"
(1874), "Шопенгауэр как воспитатель" (1874), "Рихард Вагнер в Байрейте"
(1875-1876).
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 1, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - Я. Бермана.

Философия | Просмотров: 515 | Загрузок: 153 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла

Прелюдия к философии будущего
Перелом в мировоззрении и со всём строе мыслей Ницше, наступивший после
написания "Заратустры", обязывал его к новым задачам, и, прежде всего, к
ревизии уже написанного. Ex post facto "Заратустры" возник проект переделки
или нового написания прежних книг; итогом этого химерического замысла стали
великолепные предисловия почти ко всем старым работам.
Книга "По ту сторону добра и зла", носящая характерный подзаголовок:
"Прелюдия к философии будущего", прелюдировала не только к будущему вообще,
но и будущему самого автора.
Рукопись была завершена зимою 1885/86 г. После неудачной попытки
устроить её в лейпцигском издательстве Г. Креднера, Ницше обратился в
берлинское издательство Карла Дункера. Последовавший и на этот раз отказ
привёл к решению издать книгу за собственный счёт; такою она и вышла в свет
в августе 1886 г. в лейпцигском издательстве К. Г. Наумана.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 2, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - Н. Полилова.

Философия | Просмотров: 491 | Загрузок: 160 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Странник и его тень

Friedrich Nietzsche
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 3-х
томах, том 2: "Странник и его тень", издательство "REFL-book", Москва, 1994.

Тень: Давно не слышала я тебя, и потому, если хочешь, поговори со мною.
Странник: Я слышу голос; но где? И чей? Мне кажется, я слышу самого
себя, но этот голос слабее моего.
Тень (немного спустя): Разве ты не рад случаю поговорить?
Странник: Клянусь всем, во что не верю! Это говорит моя тень; я слышу
это, но не верю.
Тень: Предположим, что это так, и не будем больше об этом говорить;
через час все пройдет.
Странник: То же самое было со мной в Пизе, когда я увидел в лесу
сначала двух, а потом пять верблюдов.
Тень: Это хорошо, что мы одинаково снисходительны друг к другу, пока
молчит рассудок; так не будем же досаждать друг друга, не станем теснить
друг друга, когда слова противника будут непонятны. Если не знаешь, что
ответить, то говори хоть что-нибудь. Под этим скромным условием, я всегда
говорю с каждым. При слишком длинной беседе и самый мудрый бывает однажды
дураком и трижды простаком.

Философия | Просмотров: 486 | Загрузок: 155 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Фридрих Ницше. Человеческое, слишком человеческое

Работу над книгой ницше начал в соренто, куда он вынужден был перехать
осенью 1876 г., прервав по состоянию здоровья университетские лекции и взяв
годичный отпуск. 1-ый том вышел в свет в мае 1878 г. в издательстве Э.
Шмейцнера в Хемнице. Книга произвела впечатление взорвавшейся бомбы,
особенно в вагнеровских кругах; налицо был самый бесцеремонный разрыв с
прежними ценностями: эллинством, христианством, метафизикой, Вагнером,
Шопенгауэром.
Произведение публикуется по изданию: Фридрих Ницше, сочинения в 2-х
томах, том 1, издательство "Мысль", Москва 1990.
Перевод - C. Л. Франка.

Философия | Просмотров: 954 | Загрузок: 143 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ, НАЗЫВАЕМАЯ
ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
ПРЕДИСЛОВИЕ

Те, кто осмелился говорить о природе как об исследованном уже предмете,
-- делали ли они это из самоуверенности или из тщеславия и привычки поучать
-- нанесли величайший ущерб философии и наукам. Ибо, насколько они были
сильны для того, чтобы заставить верить себе, настолько же они преуспели в
том, чтобы угасить и оборвать исследование. Они принесли не столько пользы
своими способностями, сколько вреда тем, что погубили и совратили
способности других. Те же, кто вступил на противоположный путь и утверждал,
что решительно ничего нельзя познать, -- пришли ли они к этому убеждению из
ненависти к древним софистам, либо по причине отсутствия стойкости духа, или
даже вследствие обладания некоторого рода ученостью -- приводили в пользу
этого доводы, которыми, конечно, нельзя пренебречь. Однако они отправлялись
в своем мнении не от истинных начал и, увлекаемые вперед усердием и
страстью, решительно превзошли меру. Древнейшие же из греков (писания
которых погибли) более благоразумно удерживались между самонадеянностью
окончательных суждений и отчаянием акаталепсии. И хотя они довольно часто
сетовали и жаловались на трудность исследования и темноту вещей, однако, как
бы закусив удила, не переставали стремиться к цели и испытывать природу.
Они, как видно, полагали, что этот вопрос (т. е. можно ли что-либо познать)
разрешается не спором, а опытом.

Философия | Просмотров: 585 | Загрузок: 149 | Добавил: kot | Дата: 08 Июня 2009 | Комментарии (0)

ФРАНЦИСК ВЕРУЛАМСКИЙ
[1]
ТАК МЫСЛИЛ
И УСТАНОВИЛ ДЛЯ СЕБЯ ТАКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ,
ОЗНАКОМИТЬСЯ С КОТОРЫМИ, ПО ЕГО МНЕНИЮ,
ВАЖНО И НЫНЕ ЖИВУЩИМ И ПОТОМСТВУ
Убедившись в том, что разум человеческий сам себе создает затруднения и
не пользуется трезво и здраво находящимися во власти человека истинными
средствами помощи, вследствие чего возникает многообразное непонимание
вещей, влекущее за собой бесчисленный ущерб, он счел необходимым всеми
силами стремиться к тому, чтобы каким-либо способом восстановить в целости
или хотя бы привести к лучшему виду то общение между умом и вещами, которому
едва ли уподобится что-либо на земле или по крайней мере что-либо земное. На
то же, чтобы укоренившиеся и готовые укорениться навеки заблуждения
исправились одно за другим самостоятельно (если предоставить ум самому
себе), собственною ли силою разума или благодаря помощи и поддержке
диалектики, не было решительно никакой надежды; ибо первые понятия о вещах,
которые ум легким и беспечным вкушением извлекает, вбирает в себя и
накопляет и от которых проистекают все остальные понятия, порочны и смутны и
неправильно отвлечены от вещей, вторичные же и остальные понятия отличаются
не меньшим произволом и неустойчивостью; откуда следует, что все
человеческое мышление, которым мы пользуемся для исследования природы, дурно
составлено и построено и уподобляется некоей великолепной громаде без
фундамента.
Философия | Просмотров: 445 | Загрузок: 144 | Добавил: kot | Дата: 08 Июня 2009 | Комментарии (0)

Я одобряю такой лозунг: "Не бояться трудностей, не бояться
смерти".
Необходимо работать с исключительной кропотливостью. Нужна
исключительная кропотливость, небрежность недопустима, она зачастую
ведет к ошибкам.
Пусть нас не трогают, и мы не тронем, а если тронут - мы не
останемся в долгу.
Без разрушения нет созидания. Разрушение - это критика, это
революция. Разрушение требует выяснения истины, а выяснение истины и
есть созидание.
То, что мыслимо, то осуществимо.
Американский империализм убивает людей чужих стран, он убивает
также белых и негров собственной страны.
Американский империализм кажется громадой, но фактически является
бумажным тигром и делает предсмертные потуги.
Народы всего мира, сплачивайтесь и громите американских
агрессоров и всех их приспешников!
Философия | Просмотров: 499 | Загрузок: 159 | Добавил: kot | Дата: 15 Июня 2009 | Комментарии (0)

Эразм Ротердамский. Жалоба мира

Перевод Ф.Л. Мендельсона
М., Советская Россия, 1991.

Говорит Мир:
Когда бы смертные люди презирали меня, изгоняя и даже стараясь совсем
уничтожить, чего я никак не заслуживаю, делали все это с пользой для себя,
тогда я бы жаловался лишь на свои обиды и на их несправедливость. Но когда
они изгоняют меня, источник всего их благоденствия, а сами погружаются в
океан всевозможных бедствий, мне приходится больше оплакивать их несчастья,
чем свои обиды. Теперь мне приходится сокрушаться и горевать об участи тех,
на кого я должен был бы гневаться.
Посудите сами! Отталкивать того, кто любит тебя, - жестоко; относиться
с неприязнью к тому, кто заслуживает величайшей благодарности, - неразумно;
убивать того, кто является отцом и благодетелем всех людей, - самое
нечестивое дело! А разве не верх безумия лишаться всех превосходных благ,
которые я приношу, и добровольно навлекать на себя самые злейшие беды?
Злых людей надо ненавидеть. Но тех, кто одержим слепой яростью, можно
только оплакивать. Ибо больше всех достоин сожаления тот, кто этого не
понимает; несчастнее всех тот, кто не замечает своего несчастья. Ведь для
того, чтобы исцелиться, нужно знать свою болезнь!
Поэтому я, Мир, прославленный людьми и богами, говорю: я - источник,
отец, кормилец, умножитель и защитник всего самого лучшего, что когда-либо
существовало в небе и на земле. Без меня никогда и нигде не бывает ничего
процветающего, ничего надежного, ничего чистого и святого; без меня нет
ничего приятного для людей и нет ничего угодного для богов.
Война же, наоборот, противна всему сущему: война - первопричина всех
бед и зол, бездонный океан, поглощающий все без различия. Из-за войны все
цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное
и полезное уничтожается, все сладкое становится горьким.
Но если в войне нет ничего святого, если она, словно моровая язва,
разъедает совесть и веру, если для людей нет ничего более пагубного, для
бога - ничего более ненавистного, если все это так, то почему же вы
отворачиваетесь от меня? Разве вы разумные люди? Кто поверит, что вы
обладаете хоть крупицей мудрости, если, не жалея ни трудов, ни забот, ни
расходов, ни уговоров, прибегая ко всяческим ухищрениям, пренебрегая
всевозможными опасностями, вы стремитесь во что бы то ни стало изгнать меня
и заменить войной - воплощением всех бед и страданий.
Пусть бы меня отвергали дикие звери, я бы легче примирился с этой
обидой. Потому что жестокость - в природе диких зверей: они злобны по
натуре.

Философия | Просмотров: 475 | Загрузок: 146 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Эразм Роттердамский. Диатриба, или рассуждение о свободе воли

Среди трудностей, которых в божественных Писаниях встречается немало,
если есть что-нибудь запутаннее, чем лабиринт мест о свободной воле. Да,
этот предмет уже давно удивительным образом тревожил умы философов, а потом
теологов, как древних, так и новых, однако, я думаю, труда было больше, чем
результата. Недавно Карльштадт и Экк возобновили с достаточной сдержанностью
спор на эту тему, но вскоре Мартин Лютер разжег его сильнее - известно его
"Утверждение", посвященное свободной воле. Несмотря на то что ему один раз
отвечали, попытаюсь теперь это сделать и я: мои друзья думают, что, может
быть, в нашем небольшом споре истина станет яснее.
Здесь, я знаю, некоторые, зажав уши, закричат: "Эразм посмел сразиться
с Лютером!" То есть муха со слоном! Для их успокоения - если их можно
упросить хотя бы немного помолчать - я хотел бы только сказать, что я ведь
на самом деле никогда не клялся в верности Лютеру. Поэтому никому не должно
показаться недостойным, что я открыто с ним не соглашаюсь; ничего иного -
человек с человеком! Не хватало только, чтобы считалось грехом расходиться с
ним в каком-нибудь убеждении! И я не думаю, что самому Лютеру покажется
недостойным, если кто-нибудь с ним не согласен, при том, что сам себе он
дозволяет выступать не только против всех учителей церкви. Но также и против
всех университетов, соборов и папских декретов. Так как он сам говорит прямо
и открыто, то и мне, когда я это делаю, его друзья не должны это вменять в
вину.
Поэтому, дабы никто не истолковал этот бой как такой, который
обыкновенно происходит между выпущенными друг на друга гладиаторами, я буду
оспаривать одно-единственное его мнение, не имея никакой иной цели, кроме
возможно большего прояснения истины при помощи сопоставления мест из Писаний
и доказательств. Такого рода исследование всегда было для ученых делом
наипочтеннейшим. Все будет идти без брани, потому что это более
приличествует христианам и потому что так люди вернее находят истину,
которая в излишних пререканиях нередко утрачивается.
Я также не пребываю в неведении насчет того, сколь мало я подготовлен к
такой палестре. Действительно, вряд ли найдется другой человек, обученный
этому менее, чем я: я всегда по какому-то необъяснимому врожденному чувству
отвращался от сражений и всегда предпочитал выступать на более свободных
полях муз, чем биться врукопашную. И меня настолько не радуют определенные
утверждения, что я с легкостью пошел бы за скептиками повсюду, где мне
только дозволит этот нерушимый авторитет божественных Писаний и установления
церкви, которым я охотно во всем подчиняю свои убеждения, независимо от
того, понимаю я то, что предписано, или же не понимаю. И я предпочитаю этот
образ мыслей тому, который вижу у людей, так преданных и слепо пристрастных
к одному мнению, что они не в состоянии перенести ничего от него
отличающегося. Все, что они читают в Писаниях, они ложно толкуют, как
подтверждение мнения, которое они однажды приняли, - подобно тому как
молодые люди, которые безмерно влюблены и, куда ни повернутся, воображают,
что повсюду видят предмет своей любви. Еще более здесь подойдет другое
сравнение: как люди, которых борьба ожесточила так, что они превращают в
оружие все, что у них под рукой - будь это кружка или тарелка. Скажи, может
ли быть беспристрастным мнение людей, которые так настроены? Или по-иному:
какой толк от такого рода рассуждений, кроме того, что один из спорщиков
уйдет оплеванным? Всегда, однако же, будет много таких, которых описывает
апостол Петр: "неученые и нестойкие, которые на свою погибель искажают
Писания".
Поэтому, что касается моего мнения, то я признаю, что по многим разным
суждениям о свободной воле, дошедшим от древних, я до сих пор еще не имею
определенного убеждения, за исключением того, что думаю, что какая-то сила у
свободной воли есть. "Утверждение" Мартина Лютера я читал, и читал без
предвзятости, не считая той, что я был, скорее, расположен к нему наподобие
того, как следователь обычно бывает расположен к утомленному обвиняемому. И
хотя Лютер излагает и ведет дело всякими способами и с большим
воодушевлением, меня он, скажу прямо, пока что не убедил.
Если кто-нибудь захочет приписать это моему слабоумию или невежеству.

Философия | Просмотров: 519 | Загрузок: 152 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина

Эразм Роттердамский приветствует
некоего друга-придворного
С немалым усердием ты требовал у меня, любезнейший брат во Христе,
чтобы я написал для тебя самое краткое наставление, наученный которым ты бы
смог обрести образ мыслей, достойный Господа. Ведь ты говоришь, что жизнь
при дворе тебе давно опротивела и поэтому ты хочешь бежать из Египта со
всеми его пороками и наслаждениями и под водительством Моисея счастливо
вступить на стезю добродетелей. Чем более ты мне дорог, тем сильнее я
поздравляю тебя с твоим спасительным намерением, которое, надеюсь, и без
нашего старания успешно исполнит сам тот, кто решился пробудить это
старание. Что касается меня, то я охотно повинуюсь как человеку,
настроенному столь дружественно, так и столь благочестивой его просьбе. Ты
же напряги силы, дабы не показалось, что ты потребовал нашей помощи без
причины и что я зря уступил твоему желанию. Поэтому давай-ка вместе
помолимся милостивому Духу Иисусову, дабы мне, пишущему, Он внушал
спасительное, а тебе показал, как успешно это выполнить.

Философия | Просмотров: 475 | Загрузок: 152 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Эразм Роттердамский. Похвала глупости

Перевод с латинского П.К. ГУБЕРА
Редакция перевода С.П. МАРКИША
Статья и комментарии Л.Е. ПИНСКОГО

Изд.: Государственное издательство художественной литературы, М., 1960

СОДЕРЖАНИЕ

Предислов
и
е автора
Глав
а
I.
(Глупость
одним своим видом разгоняет заботы слушателей}

Глава II.
(Содержание речи}

Глава III.
(Почему Глупость сама себя хвалит)

Глава IV.
(Почему говорит без подготовки)

Глава V.
(Глупость сразу же сана себя выдает)

Глава VI.
(Подражание риторам)

Глава VII
и
VIII
.
(Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы)

Глава IX.
(Спутники Глупости)

Глава X
,
XI
и
XII.
(Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всеми
житейскими благами)

Глава XIII.
(Родство Глупости с детством и
старостью)

Глава XIV.
(Глупость продлевает юность и
отгоняет старость)

Глава XV.
(Боги особенно нуждаются в Глупости)

Глава XVI.
(Приправа Глупости нужна повсюду)

Глава XVII.
(Благодаря Глупости женщины
правятся мужчинам)

Глава XVIII.
(Глупость -- лучшая приправа на
пиру)

Глава XIX
. (Она же -- соединительница друзей)

Глава XX.
(Примирительница супругов)

Глава XXI.
(Связующее начало всякого
человеческого общества)

Глава XXII.
(Почему Филавтия именуется родной
сестрой Глупости)

Глава XXIII.
(Глупость -- причина войн)

Глава XXIV
и
XXV.
(Невыгоды Мудрости)

Глава XXVI
. (Сила всякого вздора в народе)

Глава XXVII.
(Жизнь человеческая -- только
забава Глупости)

Глава XXVIII.
(Науками и искусствами люди
обязаны жажде суетной славы)

Глава XXIX.
(Глупость требует, чтобы ее
похвалили за рассудительность)

Глава XXX.
(Глупость ведет к мудрости)

Глава XXXI.
(Только благодаря Глупости жизнь
бывает сносной)

Глава X XXII
и
XXXIII.
(Науки изобретены, на пагубу роду людскому, среди них особенно ценятся те,
которые связаны с Глупостью)

Глава XXXIV.
(Из животных всего счастливее те,
которые не знают никакой дрессировки)

Глава XXXV
,
XXXVI
и
XXXVII.
(Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздо
счастливее мудрецов)

Глава XXXVIII
. (Почему следует отдать
предпочтение безумию)

Глава XXXIX.
(Безумие супругов, охотников,
строителей и игроков)

Глава XL
и
X
L
I
. (Суеверы)

Глава XLII.
(Люди, бахвалящиеся благородством
своего происхождения)

Глава XLIII.
(Филавтия отдельных смертных,
народов и городов)

Глава XLIV.
(Сестра Филавтии -- Лесть)

Глава XLV.
(Счастье зависит от нашего мнения о
вещах)

Глава XLVI.
(Глупость на всех смертных равно
изливает свои благодеяния)

Глава XLVII.
(Снисходительность Глупости)

Глава XLVIII
. (Различные виды и формы Глупости)

Глава XLIX.
(Грамматики)

Глава L.
(Поэты)

Глава LI.
(Правоведы)

Глава LII.
(Философы)

Глава LIII.
(Богословы.)

Глава LIV.
(Иноки и монахи)

Глава LV
и
LVI.
(Короли
и вельможи)

Глава LVII.
(Епископы)

Глава LVIII.
(Кардиналы)

Глава LIX.
(Верховные первосвященники)

Глава LX.
(Германские епископы)

Глава LXI.
(Фортуна благоприятствует Глупости)

Глава LXII.
(Свидетельства древних)

Глава LXIII.
(Свидетельства Священного писания)

Глава LXIV
и
LXV.
(Лукавые толкователи слов Священного писания.)

Глава LXVI
. (Христианская вера сродни
Глупости).

Глава LXVII.
(Высшей наградой для людей
является своего рода безумие)

Глава LXVIII.
(Эпилог)

Л.Е. Пинский. Эразм и его "Похвала Глупости".
Комментарии

Философия | Просмотров: 607 | Загрузок: 164 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)


Copyright _Sphinx_ & Kot © 2024
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их правообладателям. Книги представлены на сайте с ознакомительной целью и после ознакомления подлежат удалению. Администрация сайта не несёт ответственности за использование материалов третьими лицами.