Приветствуем Вас Гость!
Форма входа
Поиск
Дата
Воскресенье, 28 Апреля 2024, 14:45
ОРФографическое Улучшение Сайтов
Система Orphus
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Нужно ли далее продолжать работать над сайтом?
Всего ответов: 22




Цифровая библиотека "Схрон Вавилона"
Мы рады приветствовать Вас на сайте!
Сайт создан как бесплатное некоммерческое, доступное всем собрание материалов. Материалы можно СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО и БЕЗ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ. Здесь представлены редкие и просто интересные книги, иллюстрации. Доступ в библиотеку открыт для всех, единственное условие — некоммерческое использование предоставленной информации!
По всем вопросам обращаться по адресу: shronvavilona@gmail.com
Схрон


Главная » Схрон » Философия

В категории материалов: 82
Показано материалов: 1-20
Страницы: 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам
«ФИЛОСОФИЯ ПРАВА»: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь» Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. Последующая — вплоть до современности — историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемон­стрировала его непреходящее значение.

«Философия права» представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий.

Вопросы общества, политики, государства, права, законодательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788—1793) он занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии (и прежде всего взглядов Платона, Аристотеля, Руссо, Канта, представителей французского и немецкого Просвещения), итогов всемирной политической истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов французской революции и т. д.) Это нашло отражение в таких его ранних работах, как «Народная религия и христианство» (1792—1795), «Позитивность христианской религии» (1795—1796), письма к Шеллингу (Бернский период), «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), «О внутренних отношениях в Вюртемберге» (1798) и др.

Философия | Просмотров: 719 | Загрузок: 159 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Alan W. Watts 
THE WAY OF ZEN 
PENGUIN BOOKS 
1957 
Алан В. Уотс 
ПУТЬ ДЗЭН 
"СОФИЯ" КИЕВ 
1993
  
ББК 57 США У10 
Перевод: Ю.Михайлин Редактор: И.Старьк Оригинал-макет: И.Петушков 
Алан В. Уотс. Путь Дзэн 
Пер. с англ.- К.: "София", Ltd., 1993.- 320 с. 
"Путь Дзэн" - первая из серии издаваемых "Софией" книг Алана Уотса, одного из крупнейших в мире исследователей восточных религий. Его книги известны! и любимы во всем мире не менее, чем книги К. Кастанеды. "Путь Дзэн" - одна из лучших книг о Дзэн-буддизме. 
"В основе подхода Дзэн существует сильное и абсолютно несентиментальное сострадание к человеческим существам. Это способ обратить наш ум внутрь себя, преобразовать и решить самые тягостные проблемы..." 
(c) Оформление. А. Сидерский, 1 993 (c) Перевод. Ю. Михайлин, 1993 (c) Редакция. И. Старых, 1993 (c) Макет. И. Петушков, 1993 (c) "София", Киев, 1993 
ISBN 5-7101-0004-8 Без объявления 

Философия | Просмотров: 924 | Загрузок: 220 | Добавил: _Sphinx_ | Дата: 08 Мая 2009 | Комментарии (0)

Алан Уотс
КНИГА О ТАБУ
НА ЗНАНИЕ О ТОМ, КТО ТЫ
Перевод А. Мищенко
Alan Watts. The Book On the Taboo Against Knowing Who You Are. N.Y.: Vintage Books, 1966
Аннотация
"Книга о табу" – возможно, наиболее известная из книг Алана Уотса. В ней автор исследует не признаваемое, однако довольно сильное табу – наш заговор молчания вокруг знаний о том, кем или чем мы в действительности являемся. Это попытка ответить на вопрос: если ощущение нами себя в виде отдельного эго в мешке из кожи является иллюзией, которая не соответствует ни последним открытиям западной науки, ни экспериментальной философии-религии Востока, – то какова же тогда наша истинная природа?
Погружая читателя в атмосферу созерцательной философии и придавая современное звучание древним учениям, автор предлагает ему психологический путь осознания того, что то неопределимое представление-чувство, которое мы называем "я", – в действительности является источником и основанием Вселенной.
Глава I
ТАЙНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Что следует молодому человеку или девушке знать для того, чтобы их можно было причислить к "сведущим"? Другими словами, существуют ли в нашем обществе табу на какие-то знания о жизни человека и существовании мира? Есть ли какие-то тайные сведения, которые либо неизвестны большинству родителей и учителей, либо никогда открыто не высказываются?
В Японии когда-то был распространен обычай давать молодым людям, которые собирались пожениться, "постельную книжечку". Это был маленький томик отпечатанных с ксилографических клише цветных картинок, изображающих все подробности полового сношения. Такой обычай существовал не только потому, что, как говорят китайцы, "один рисунок стоит тысячи слов". Давая книжечку своим взрослым детям, родители получали возможность избежать неловкой ситуации, в которой им пришлось бы объяснять своим детям интимные подробности с глазу на глаз. Между тем в наши дни на Западе подобную информацию можно найти на любом книжном лотке. Секс больше не является серьезным табу. Подростки нередко знают о нем не меньше взрослых.

Философия | Просмотров: 597 | Загрузок: 171 | Добавил: kot | Дата: 30 Декабря 2009 | Комментарии (0)

Альберт Великий. МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД

(Libellus de Alchimia)
Преуведомление
"Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и во веки веков"1. И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и вымолит мудрость и разумение у Того, "кто дарует разумение и мудрость, изобильно и без препон", — каждому, не укоряя, не попрекая, Он есть высочайшая высота и глубочайшая глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого знания, Он есть сокровищница всей мудрости. Вот почему "все сущее — от Него, через Него и в Нем"; без Него ничто не может быть сделано, без Него ничто не может быть совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь.
Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет, открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да поможет мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей высоте высот. Аминь.
Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке, зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с учеными людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее, чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то, что поглощал их писания одно за другим, бессменно склоняясь снова и снова над трудами мудрецов, я не нашел в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в пользу мужей, их написавших, и то, что говорит против них, но установил, что эти книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.
Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы, каноники, знатоки натуральной философии — будто вовсе были они неграмотными, потерпели крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец разорившись. И все только потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными вовремя остановиться или свернуть с начатого пути.

Философия | Просмотров: 573 | Загрузок: 167 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Альберт Хофманн
Лсд - мой трудный ребенок

Albert Hofmann, “LSD - My Problem Child”

Предисловие
Существуют переживания, о которых большинство из нас не решаются говорить, поскольку они не вписываются в повседневную реальность и бросают вызов рациональным объяснениям. Это не явления, происходящие вовне, а скорее события нашей внутренней жизни, которые обычно отбрасываются как игра воображения и стираются из памяти. Внезапно, привычный вид окружающего мира преобразуется странным, то ли восхитительным, то ли тревожащим образом: он является нам в новом свете, приобретая особое значение. Такое переживание может быть легким и быстротечным, как дуновение ветерка, или оно может оставить глубокий отпечаток в нашей памяти...

Философия | Просмотров: 678 | Загрузок: 193 | Добавил: _Sphinx_ | Дата: 08 Мая 2009 | Комментарии (0)

Аристотель. Метафизика

* КНИГА ПЕРВАЯ *
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах].
Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, а на почве чувственного восприятия у одних не возникает память, а у других возникает. И поэтому животные, обладающие памятью, более сообразительны и более понятливы, нежели те, у которых нет способности помнить; причем сообразительны, но не могут научиться все, кто не в состоянии слышать звуки, как, например, пчела и кое-кто еще из такого рода животных; научиться же способны те, кто помимо памяти обладает еще и слухом.
Другие животные пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род пользуется в своей жизни также искусством и рассуждениями. Появляется опыт у людей благодаря памяти; а именно многие воспоминания об одном и том же предмете приобретают значение одного опыта. И опыт кажется почто одинаковым с наукой и искусством. А наука и искусство возникают у людей через опыт. Ибо опыт создал искусство, как говорит Пол, - и правильно говорит, - а неопытность - случай. Появляется же искусство тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так, например, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое-то средство и оно же помогло Сократу и также в отдельности многим, - это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного какого-то склада (например, вялым или желчным при сильной лихорадке), - это дело искусства.
В отношении деятельности опыт, по-видимому, ничем не отличается от искусства; мало того, мы видим, что имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием, но не имеет опыта. Причина этого в том, что опыт есть знание единичного, а искусство - знание общего, всякое же действие и всякое изготовление относится к единичному: ведь врачующий лечит не человека [вообще], разве лишь привходящим образом, а Каллия или Сократа или кого-то другого из тех, кто носит какое-то имя, - для кого быть человеком есть нечто привходящее. Поэтому если кто обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то он часто ошибается в лечении, ибо лечить приходится единичное.
Но все же мы полагаем, что знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту, и считаем владеющих каким-то искусством более мудрыми, чем имеющих опыт, ибо мудрость у каждого больше зависит от знания, и это потому, что первые знают причину, а вторые нет. В самом деле, имеющие опыт знают "что", но не знают "почему"; владеющие же искусством знают "почему", т. е.

Философия | Просмотров: 570 | Загрузок: 167 | Добавил: kot | Дата: 30 Декабря 2009 | Комментарии (0)

Аристотель. Политика

Книга I

О том, что такое государство

О домохозяйстве и рабстве

Об искусстве наживать состояние

Книга II

Разбор политических проектов Платона

Разбор проектов Фалея и Гипподама

Разбор государственного устройства лакедемонян

Разбор государственного устройства критян и карфагенян


--------------------------------------------------------------------------------

О том, что такое государство
I 1. Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же Общение организуется ради какого-либо блага (ведь всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других, и к высшему из всех благ стремится ю общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.
2. Неправильно говорят те, которые полагают, будто понятия "государственный муж", "царь", "домохозяин", "господин" суть понятия тождественные. Ведь они считают, что эти понятия различаются в количественном, а не в качественном отношении; скажем, господин - тот, кому подвластно

Философия | Просмотров: 573 | Загрузок: 161 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

АРИСТОТЕЛЬ. ПОЭТИКА

О ПОЭЗИИ.

I
Цель “Поэтики” и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие ви-дов поэзии в зависимости от средств подражания.
О сущности поэзии и ее видах — о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с самого начала.
Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть ав-летики и кифаристики — все они являются вообще подражанием. А отличаются они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая образы красками и формами, одни благодаря теории, другие — навыку, а иные — природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах. Во всех их воспроизведение совершается ритмом, словом и гармонией, и притом или отдельно, или всеми вместе.
Так, только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и, пожалуй, некоторые другие искусства этого рода, как, например, игра на свирели. Одним ритмом без гармонии пользуется искусство танцоров, так как они посредством ритмических движений изображают и характеры, и душевные состояния, и действия. А словесное творчество пользуется только прозой или метра-
[1065]
ми, и соединяя их одни с другими, или употребляя какой-нибудь один вид метров, до настоящего времени получает (названия только по отдельным видам). Ведь мы не могли бы дать никакого общего названия ни мимам Софрона и Ксенарха и Со-кратическим диалогам, ни произведениям в форме триметров, или элегий, или ка-ких-нибудь других подобного рода метров. Только соединяя с названием метра сло-во “творить”, называют одних творцами элегий, других творцами эпоса, давая авторам названия не по сущности их творчества, а по общности их метра. И если кто издаст какое-нибудь сочинение по медицине или по физике в метрах, то обыкновенно называют его поэтом. Но у Гомера нет ничего общего с Эмпедоклом кроме стиха, почему одного справедливо назвать поэтом, а другого скорее натуралистом, чем поэтом. Точно также, если бы кто стал в своих произведениях соединять все метры, как, например, Хэремон в “Центавре”, рапсодии, смешанной из всех метров, то и его нужно назвать поэтом.

Философия | Просмотров: 617 | Загрузок: 159 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Аристотель. Риторика

ок.355 г.до н.э.
Перевод Н. Платоновой(Античные риторики. М., 1978.)

КНИГА I

ГЛАВА I

Отношение риторики в диалектике - Всеобщность риторики - Возможность
построить систему ораторского искусства. - Неудовлетворительность более
ранних систем ораторского искусства. - Что должен доказывать оратор? - Закон
должен по возможности все определять сам; причины этого. - Вопросы,
подлежащие решению судьи. - Почему исследователи предпочитают говорить о
речах судебных? - Отношение между силлогизмом и энтимемой. - Польза
риторики, цель и область ее.
Риторика - искусство, соответствующее диалектике, так как обе они
касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом
считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области
какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом
причастны к обоим искусствам так как всем в известной мере приходится как
разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и
обвинять. В этих случаях одни поступают случайно, другие действуют в
соответствии со своими способностями, развитыми привычкой.

Философия | Просмотров: 593 | Загрузок: 173 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Аристотель. Физика

КНИГА ПЕРВАЯ

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Так как знание, и [в том числе] научное познание, возникает при всех исследованиях, кото-рые простираются на начала, причины и элементы, путем их уяснения (ведь мы тогда уверены, что знаем ту или иную вещь, когда уясняем ее первые причины, первые начала и разлагаем ее вплоть до элементов), то ясно, что и в науке о природе надо попытаться определить прежде всего то, что относится к началам. Естественный путь к этому ведет от более понятного и явного для нас к более явному и понятному по природе: ведь не одно и то же понятное для нас и [понятное] вообще. Поэтому необходимо продвигаться именно таким образом: от менее явного по природе, а для нас более явного к более явному и понятному по природе. Для нас же в первую очередь ясны и явны скорее слитные [вещи], и уж затем из них путем их расчленения становятся известными элементы и начала. Поэтому надо идти от вещей, [воспринимаемых] в общем, к их составным частям: ведь целое скорее уясняется чувством, а общее есть нечто целое, так как общее охватывает многое наподобие частей. То же самое некоторым образом происходит и с именем в отношении к определению: имя, например, "круг" обозначает нечто целое, и притом неопределенным образом, а определение расчленяет его на составные части. И дети первое время называют всех мужчин отцами, а женщин матерями и лишь потом различают каждого в отдельности.

Философия | Просмотров: 577 | Загрузок: 173 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

* The Fly *
Little Fly,
Thy summer's play
My thoughtless hand
Has brush'd away.
Am not I
A fly like thee?
Or art not thou
A man like me?
For I dance,
And drink, and sing,
Till some blind hand
Shall brush my wing.
If thought is life
And strength and breath,
And the want
Of thought is death;
Then am I
A happy fly,
If I live
Or if I die.
Муха
Бедняжка муха,
Твой летний рай
Смахнул рукою
Я невзначай.
Я - тоже муха:
Мой краток век.
А чем ты, муха,
Не человек?
Вот я играю,
Пою, пока
Меня слепая
Сметет рука.
Коль в мысли сила,
И жизнь, и свет,
И там могила,
Где мысли нет, -
Так пусть умру я
Или живу, -
Счастливой мухой
Себя зову.
Перевод С. Маршака
Философия | Просмотров: 586 | Загрузок: 170 | Добавил: kot | Дата: 06 Июня 2009 | Комментарии (0)

Владимир Иванович Вернадский. Дневники. 31 января 1919 - 4 апреля 1920

Текст дневников за период 31 декабря 1919 г. (13 января 1920 г.) - 4 (17) апреля 1920 публикуется по: АРАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 11. Л. 51 об. - 91 об. (автограф; чернила, карандаш).

Электронный вариант подготовлен по изданию: В.И. Вернадский, Дневники 1917-1921. Январь 1920 - март 1921 (Киев: Наукова думка, 1997).

Философия | Просмотров: 627 | Загрузок: 163 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Впервые она была опубликована в журнале "Русская мысль" (1912, No. 10) и перепечатана затем в 1922 г. в сб. "Очерки и речи". Поводом для ее написания дослужили книги Е. В. Спекторского "Проблема социальной физики в XVII столетии" (т. 1. Варшава, 1910) и Н. Н. Алексеева "Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов" (т. 1., М., 1912). Подлинник статьи среди рукописей Вернадского не обнаружен.

Печатается здесь с незначительными сокращениями. Опущены некоторые места полемического характера, которые, нарушая в известной степени последовательность изложения, затрудняют восприятие основного текста.

Электронная версия подготовлена по изданию в книге: В.И. Вернадский, Труды по всеобщей истории науки, 2-е изд., Москва, "Наука", 1988.

Философия | Просмотров: 596 | Загрузок: 171 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Владимир Иванович Вернадский. Научная мысль как планетное явление

Электронная версия подготовлена по изданиям:
Главы 1-6: В. И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление , Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, Наука, 1991 (текст полностью вычитан). Главы 7-10: В. И. Вернадский, О науке, Т.1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль , Дубна, "Феникс", 1997 (Текст не вычитан, за основу взята версия из http://elibrary.ru/books/vernadsky/obl.htm ). Дата последней редакции 16 октября 2001.

Содержание

Примечание к электронному изданию...
Предисловие и примечание А. Л. Яншина...
Предисловие
Примечание
Примечание И. И. Мочалова...
Отдел 1. Научная мысль и научная работа как геологическая сила в биосфере

Глава 1.   Человек и человечество в биосфере как закономерная часть ее живого вещества, часть ее организованности. Физико-химическая и геометрическая разнородность биосферы: коренное организованное отличие - материально-энергетическое и временное - ее живого вещества от ее же вещества косного. Эволюция видов и эволюция биосферы. Выявление новой геологической силы в биосфере - научной мысли социального человечества. Ее проявление связано с ледниковым периодом, в котором мы живем, с одним из повторяющихся в истории планеты геологических проявлений, выходящих своей причиной за пределы земной коры.

Философия | Просмотров: 731 | Загрузок: 188 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Владимир Иванович Вернадский. Несколько слов о ноосфере

Впервые опубликовано в журнале "Успехи современной биологии" (1944 год, No. 18, вып. 2, стр. 113-120). Это последняя прижизненная публикация В.И. Вернадского. Электронная версия подготовлена по изданию в книге: В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, "Наука", 1991.

1. Мы приближаемся к решающему моменту во второй мировой войне. Она возобновилась в Европе после 21-годового перерыва - в 1939 г. и длится в Западной Европе пять лет, а у нас, в Восточной Европе три года. На Дальнем Востоке она возобновилась раньше - в 1931 г. - и длится уже 13 лет.

В истории человечества и биосфере вообще война такой мощности, длительности и силы небывалое явление .

Философия | Просмотров: 1488 | Загрузок: 163 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Содержание

1 Вводные замечания
1.1 От автора
1.2 Непрерывность научного творчества в России с начала XVIII столетия
1.3 Отсутствие преемственности и традиции
1.4 Научное творчество и научное образование
1.5 Научное творчество как часть национальной культуры
1.6 Единство процесса развития научной мысли
1.7 Общеобязательность научных результатов
2 Естествознание и математика перед началом научной работы в России
3 Петр великий как инициатор научной работы в России
3.1 Россия в научном познании европейцев в конце XVII века
3.2 Колебания России между Западом и Востоком
3.3 Значение личности в истории науки
3.4 Введение научной работы в России Петром Великим как дела государственной пользы
4 Выяснение формы Азии и составление географической карты России
4.1 Открытие морского пролива между Азией и Америкой в допетровской Руси (Дежнев)
4.2 Экспедиция Беринга
4.3 История карты Российской империи. Атлас 1745 г. Ремезов. Брюс. Соймонов. Кирилов. Делиль. Великая Сибирская экспедиция. Нагаев
Вместо предисловия

Философия | Просмотров: 547 | Загрузок: 155 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Вольтер Франсуа Мари. Философские повести.

Содержание.
КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ
БЕЛОЕ И ЧЕРНОЕ
КРИВОЙ КРЮЧНИК
МИР, КАКОВ ОН ЕСТЬ, ВИДЕНИЕ БАБУКА, ЗАПИСАННОЕ ИМ САМИМ
МАЛЕНЬКОЕ ОТКЛОНЕНИЕ
ПИСЬМО ОДНОГО ТУРКА О ФАКИРАХ И О ЕГО ДРУГЕ БАБАБЕКЕ
СЛУЧАИ С ПАМЯТЬЮ
ИСТОРИЯ ПУТЕШЕСТВИИ СКАРМЕНТАДО, НАПИСАННАЯ ИМ САМИМ
ДВОЕ УТЕШЕННЫХ
КОЗИ-САНКТА. МАЛОЕ ЗЛО РАДИ ВЕЛИКОГО БЛАГА (АФРИКАНСКАЯ ПОВЕСТЬ)

Источник Вольтер. Философские повести
Издательство "Художественная литература", 1978 г.

КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ
Перевод с немецкого доктора Ральфа с добавлениями, которые были найдены в кармане у доктора, когда он скончался в Миндепа в лето благодати господней
1759.

ГЛАВА ПЕРВАЯ
Как был воспитан в прекрасном замке Кандид и как он был оттуда изгнан
В Вестфалии, в замке барона Тундер-тен-Тронка, жил юноша, которого природа наделила наиприятнейшим правом. Вся душа его отражалась в его лице. Он судил о вещах довольно здраво и очень простосердечно; поэтому, я думаю, ево и звали Кандидом. Старые слуги дома подозревали, что он — сын сестры барона и одного доброго и честного дворянина, жившего по соседству, за которого эта девица ни за что не хотела выйти замуж, так как у него в родословной числилось всего лишь семьдесят одно поколение предков, остальная же часть его генеалогического древа была погублена разрушительной силой времени. Барон был одним из самых могущественных вельмож Вестфалии, ибо в замке его были и двери и окна; главная зала даже была украшена шпалерами. Дворовые собаки в случае необходимости соединялись в свору; его конюхи становились егерями; деревенский священник был его великим милостынераздавателем. Все они называли барона монсеньером и смеялись, когда он рассказывал о своих приключениях.
Баронесса, его супруга, весила почти триста пятьдесят фунтов; этим она внушала величайшее уважение к себе. Она исполняла обязанности хозяйки дома с достоинством, которое еще больше увеличивало это уважение.
Ее дочь, Кунигунда, семнадцати лет, была румяная, свежая, полная, аппетитная.

Философия | Просмотров: 1490 | Загрузок: 262 | Добавил: kot | Дата: 03 Января 2010 | Комментарии (0)

Вольтер. Диалоги Эвгемера

ДИАЛОГИ ЭВГЕМЕРА
"Dialogues d'Evhemere". Это последнее обобщающее философское сочинение
Вольтера было опубликовано в 1777 г. В нем трактовка Вольтером важнейших
мировоззренческих проблем развивается в полемике одновременно с выразителями
идеалистической линии в философии от Платона до Лейбница и с представителями
последовательно материалистической философии от Демокрита, Эпикура и
Лукреция до Гольбаха и Дидро.
Эвгемер, которому Вольтер отвел роль выразителя своих воззрений, был
древнегреческим философом IV в. до н.э. В сочинении "Священная запись",
дошедшем до нас в кратком изложении Диодора Сицилийского и относящемся к
жанру философского романа-утопии, Эвгемер рассматривал религию как возникшую
из почитания и обожествления древнейших царей, облагодетельствовавших

Философия | Просмотров: 582 | Загрузок: 160 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

Вольтер. За и против (Послание к Урании)

В поэме "За и против" - Le Pour et le Centre - (написана в 1722 г.,
впервые опубликована в 1732г.) и "Поэме о гибели Лиссабона" - Роemе sur le
desastre de Lissbonne - (написана по поводу катастрофического лиссабонского
землетрясения 1755 г. и опубликована в 1756 г.) Вольтер отвергает
христианское учение о Боге и лейбницеву теодицею с ее принципом "все идет к
лучшему в этом лучшем из возможных миров" (упрощенно - "все благо"). Вольтер
противопоставляет им свой деизм, включающий в себя объяснение человеческих
бед естественными причинами. Отрывки из поэм в переводе А. Кочеткова
печатаются по книге:
Вольтер.
Избранные произведения. М. 1947.
ЗА И ПРОТИВ
Философия | Просмотров: 582 | Загрузок: 157 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)

СТАТЬИ ИЗ "ФИЛОСОФСКОГО СЛОВАРЯ"
"Dictionnaire philosophique". Первоначально назывался "Карманный
философский словарь" и был анонимно опубликован в 1764 г. в Женеве (из
конспиративных соображений в качестве места издания на титульном листе был
указан Лондон) в составе 73 статей. В 1765 г. этот словарь издавался дважды.
В издании 1767 г. в словарь были включены еще 34 статьи, и в последующих
прижизненных изданиях он постоянно расширялся. В первом Полном собрании
произведений Вольтера, изданном после его смерти (г. Кель, 1784-1787) в 70
томах, "Философский словарь" занял 8 томов, в которые были включены статьи,
предназначавшиеся для "Энциклопедии" и печатавшиеся в ряде сборников 60-70-х
годов.
"Философский словарь" -- одно из самых значительных и действенных
выражений воинствующего просветительства - имел огромный успех, широко
распространяясь не только во Франции, но и во многих других европейских
странах до России включительно. Аббат Шодон, стремившийся своим
"Антифилософским словарем" (1767) создать противоядие вольтеровскому
произведению, с ненавистью писал о последнем: "Из всех сочинений, которые
Философия | Просмотров: 715 | Загрузок: 163 | Добавил: kot | Дата: 15 Ноября 2009 | Комментарии (0)


Copyright _Sphinx_ & Kot © 2024
Все права на материалы, размещенные на сайте, принадлежат их правообладателям. Книги представлены на сайте с ознакомительной целью и после ознакомления подлежат удалению. Администрация сайта не несёт ответственности за использование материалов третьими лицами.